Королева мотоцикла — она была первой

На деревянной арене в форме чаши в клубах дыма виднеется Бесси Стрингфилд. Та самая афроамериканка из Бостона родом с Ямайки, в 1930-х носившая титул «королева мотоцикла» и колесившая по Америке на своем Harley, опровергая стереотипы о черных женщинах.

Королева мотоцикла - она была первой

Сегодня уже никого не удивить женщиной на мотоцикле, но в 1930-е годы это был нонсенс. Стрингфилд во всю раскатывала на мотоцикле всего спустя 10 лет после того, как женщины в США получили право голосовать. Даже американские дороги в те годы были далеки от идеальных и совсем не похожи на современные автомагистрали. Стрингфилд была и отличным механиком: с любой поломкой в бездорожье она справлялась сама.

Королева мотоцикла - она была первой

Она потом рассказывала своей протеже и биографу Энн Феррар, что «людям было сложно принять, что она – черная женщина на мотоцикле». Большинство мотелей по всей стране не принимали афроамериканцев в свои стены. Стрингфилд ночевала либо у черных семей, с которыми она знакомилась в пути, либо прямо на своем байке под звездным небом.

Королева мотоцикла - она была первой

Бетси Стрингфилд начала свое путешествие в 1911 году в Кингстоне, Ямайка – это место ее рождения. Когда она была еще совсем ребенком, ее семья эмигрировала в Бостон, штат Массачусетс. О родителях Бетси точных сведений нет, как и о ее детстве. Но одно ясно наверняка: она всегда боролась с трудностями.

Некоторые источники утверждают, что матерью Бетси была служанка Мария Эллис, а отцом – Джеймс Фергюсон, работодатель Марии, и оба родителя умерли от оспы вскоре после переезда в Америку. По другим сведениям, которые опираются на сказанное людьми близкими с Бесси, ее мать умерла во время родов, а отец увез ее в Америку и оставил, когда ей было всего 5 лет.

Королева мотоцикла - она была первой

В любом случае, Бесси росла в Бостоне и попала в приют в 5 лет. В этот же год ее удочерила состоятельная женщина ирландского происхождения. Имя ее не упоминается ни в каких источниках. Теперь Бетси стала Бесси. В интервью от 1981 года Бесси описывала свою опекуншу, как «покровительствующую». Она не разрешала Бесси покупать мотоцикл. Поэтому впервые Бесси села на мотоцикл соседского парня.

«Моя мать считала, что хорошие девочки не разъезжают на мотоциклах», – говорила Стрингфилд в одном из интервью. Но в 16 день рождения Бесси ее мать поступилась своими принципами. Согласно книге Энн Феррар «Услышь мой рев», Стрингфилд упросила мать подарить ей то, что она хочет. А она хотела мотоцикл.

Королева мотоцикла - она была первой

Получив желаемое, Бесси немедленно начала воплощать в жизнь свои мечты о приключениях и путешествиях. Она выбрала пункт назначения, бросив монетку на карту Америки – и отправилась в путь. За время с 1925 года по 1929 год она совершила несколько поездок из Бостона и обратно, смакуя новый вид транспорта и жизнь в дороге.

За следующие несколько лет она побывала в 48-ми штатах Америки, в Бразилии, на Гаити и в нескольких странах Европы. Она стала первой черной женщиной, совершившей такое количество путешествий, да еще и на мотоцикле. Пока что она ездила на мотоцикле модели от Indian Scout, но вскоре она поняла, что питает любовь к Harley. За всю жизнь у нее было 27 мотоциклов Harley.

Королева мотоцикла - она была первой

В 1940-е годы Стрингфилд совершила еще 8 путешествий в одиночку. Ее заработком были выступления на ярмарках и карнавалах. Она выполняла трюки на «Стене смерти» – деревянной арене в форме чаши, которая позволяла ездить практически вниз головой. Она также сражалась за денежные призы в мотоциклетных гонках, где дорога представляла собой овальную трассу, покрытую грязью. Она принимала участие в этих гонках притворяясь мужчиной, поэтому ей очень часто отказывали в выплате приза, когда выяснялось, что она – женщина.

Шелли Коннор, автор книги «Первая волна феминистской борьбы в мотоклубах», пишет, что Стрингфилд была одной из немногих значимых женщин этой области до 1950 года, когда феминизм начал набирать силу. Коннор так же замечает, что в мотоклубах чернокожих в 1930-е годы состояли и мужчины, и женщины.

Королева мотоцикла - она была первой

Заработать авторитет для женщины было очень непросто. Так, в частности, черные женщины мотоциклистки осознанно вступали в сферу, где царил «расизм, сексизм и патриархат, с которыми они постоянно будут сталкиваться и на работе, и дома», – отмечает Коннор в своей книге, и добавляет, что Стрингфилд как раз была одной из таких женщин.

Расизм сопровождал Стрингфилд повсюду, и иногда она оказывалась в по-настоящему опасных ситуациях. Как она говорила в интервью от 1981 года, чернокожим был заказан путь в отели и мотели. Однако ее это мало волновало. Незаурядное мнение, учитывая тот факт, что в 1930-е годы самосуд был вполне законен в большинстве городов Америки.

Королева мотоцикла - она была первой

Законы об отмене сегрегации будут приняты лишь много лет спустя. Путешествия в таких условиях таили в себе много опасностей. Однажды белый мужчина на пикапе силой отобрал у нее мотоцикл. Сама она относилась к насилию как к неизбежной составляющей ее взлетов и падений. По словам Феррар, Бесси считала свою католическую веру источником ее удачи и талантов.

Королева мотоцикла - она была первой

Во время Второй мировой войны Бесси стала связным-мотоциклистом. Бесси перенесла смерть трех своих детей и шесть развалившихся браков. Двух из своих мужей она научила ездить на мотоцикле. Фамилию Стрингфилд она взяла от своего третьего мужа по его же просьбе. Он был уверен, что когда-нибудь она станет знаменитой.

Королева мотоцикла - она была первой

Бесси гордилась собой и следила за внешностью. Она всегда была при макияже и прическе. Она сразила десятки мужчин. Журналистка Беа Хайнс брала интервью у Бесси, когда ей было уже целых 70 лет. В нем Бесси сказала, с озорным блеском в глазах: «Все мои мужья, кроме одного, были на 20 с лишним лет моложе меня. Даже сейчас я бы не согласилась на мужчину старше 35 лет, – посмеявшись, она уточнила, – Ты же это не записываешь, дорогая?».

Королева мотоцикла - она была первой

В 1939 году, после смерти матери, Бесси окончательно переехала в Майами, где купила дом и стала работать медсестрой. Во Флориде она столкнулась с дискриминацией со стороны местной полиции. Однако она смогла впечатлить офицера полиции, показав свое мастерство и выполнив несколько трюков на мотоцикле. «Больше у меня не было проблем с полицией. Водительские права остались также при мне», – говорила Бесси.

Королева мотоцикла - она была первой

Друзья и близкие называли Бесси Биби, а широкая публика знала ее, как «мотокоролеву Майами» и основательницу мотоклуба «Iron Horse», который ныне уже не существует.

Бесси Стрингфилд умерла в 1993 году в возрасте 82 лет из-за проблем, связанных с увеличенным сердцем. В 1981 году она еще была полна сил и работала медсестрой. В 70 лет она на мотоцикле ездила в церковь, поражая всех на своем пути. В 2000 году Американская мотоциклетная ассоциация учредила награду Бесси Стрингфилд, а в 2002 году ее имя было добавлено в зал славы АМА. В 2016 году была создана серия графических новелл для детей, вдохновленная жизнью Стрингфилд.

Королева мотоцикла - она была первой

Стрингфилд, оглядываясь на свою жизнь, с огоньком во взгляде сказала, что «она никогда не была похожа на других». Но она не просто была не такая, как все. Она шокировала публику, она сметала стереотипы, она изменила жизни женщин на многие поколения вперед.

Источник: april-knows.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Королева мотоцикла — она была первой