Об экономике и недолговечных товарах — есть ли связь и в чём?

85 лет назад была придумана система запланированного устаревания.

Современная бытовая техника не та, что была в советское время. Иные холодильники «ЗиЛ», справившие полувековой юбилей, до сих пор исправно морозят продукты. Казалось бы, наука и техника ушли далеко вперед. Но агрегаты почему-то ломаются куда чаще. За ремонт просят столько, что проще купить новый, да и выбор огромен. И все это неспроста. Схема давно была разработана и запущена в США.

Американская эврика

1929 год, начало Великой депрессии. Американская экономика рухнула, в стране чудовищная безработица. Людям не на что купить продукты, все остальное вообще непозволительная роскошь. Лучшие экономисты того времени наперебой предлагают варианты выхода из кризиса. В 1932-м крупный торговец недвижимостью Бернард Лондон выпускает брошюру под названием «Конец депрессии через планируемое устаревание». Предложение такое: для любого товара устанавливается срок годности.

По его окончании пользоваться вещью запрещено, ее необходимо сдать в специальный пункт и уничтожить. Таким образом буржуй собирался убить аж трех зайцев: создать постоянный спрос на новый товар, спрос на рабочую силу и обеспечить прибыль капиталистам. По его мнению, это должно было дать толчок промышленности, развить рынок потребления и обеспечить рабочие места.

Эффект лампочки

На самом деле все началось чуть раньше, в декабре 1924 года. Просто об этом многие годы никто не знал, кроме участников картеля «Фебус» — производителей электрического оборудования, в том числе компаний «Osram», «Philips», «General Electric». Они вдруг осознали: чем усерднее ученые трудятся над продлением жизни лампочке, тем меньше прибыли идет в карман продавцам. На тот момент были придуманы технологии, позволяющие электролампе работать до 2,5 тысячи часов. Участники сговора решили: это слишком много, новые лампочки будут покупать редко. Поэтому нужно сократить срок службы до 1000 часов максимум.

Сказано — сделано. Общими усилиями был создан специальный комитет, следивший за соблюдением договора. Нарушители получали штраф, размер которого зависел от того, насколько срок службы произведенного товара превысил оговоренный. К слову, эти меры снизили себестоимость лампочек. Но компании тут же подняли отпускную цену, а конкуренция благодаря сговору сошла на нет. Результат — огромная прибыль всех участников.

Когда-то хозяек приходилось уговаривать пользоваться бытовыми приборами

КОГДА-ТО ХОЗЯЕК ПРИХОДИЛОСЬ УГОВАРИВАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БЫТОВЫМИ ПРИБОРАМИ

Картель прекратил свое существование с началом Второй мировой войны, но скрывать сговор удавалось гораздо дольше. Поэтому в химическом концерне «DuPont» до запланированного устаревания дошли своим умом.

В 1935 году в химической лаборатории концерна был изобретен нейлон. К 1939-му в продаже появились нейлоновые чулки. Это была революция! Плотные, эластичные, в отличие от шелковых, не говоря о шерстяных, они не растягивались, не спадали, эротично облегали ногу. А главное, были долговечными. Американки давились в магазинах за новинкой, а их мужчины потихоньку таскали у жен диковинку, потому что быстро смекнули: прочный материал всегда пригодится, скажем, в автомобиле. Некоторые на спор использовали чулок в качестве буксировочного троса — вполне удачно.

И тут руководство «DuPont» поняло: когда спадет ажиотаж (за первый год продаж было реализовано 64 миллиона пар) и у каждой дамы в комоде будет по две-три пары отличных чулок, прибыль резко упадет. Так что химикам было велено сделать волокна более хрупкими. Прочный нейлон по-прежнему выпускали, но для других нужд, например из него шили парашюты. А чулки стали расходным материалом — каждая женщина знала, что в любой момент они могут «поехать».

ЕСЛИ СОВЕТСКИЙ УТЮГ ЛОМАЛСЯ, РАЗОБРАТЬСЯ В ПРОСТЕЙШЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЕ И ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ЕГО МОГ ЛЮБОЙ РУКАСТЫЙ МУЖИК

Выключить и выбросить

Похожий путь прошли производители бытовой техники. Казалось бы, конкуренция подстегивает делать твой холодильник, телевизор, стиралку, микроволновку не только самыми удобными, но и долго живущими. Да только, если агрегат будет служить 20 — 40 лет, значит, обновление техники случится раз в поколение. Кому это выгодно? Только потребителю.

Но ведь речь не о нем, а о прибыли. Значит, нужно сделать так, чтобы техника ломалась чаще. Для этого необязательно делать некачественным весь аппарат. Достаточно одной детали, которая быстро выйдет из строя. В холодильниках летят трубки систем охлаждения — потому что сделаны слишком тонкими. В стиралках протираются резиновые прокладки, трескаются от напряжения пластиковые барабаны. В чайниках перегорают ТЭНы. В утюге перестает работать регулятор температуры нагрева. В телевизорах выходят из строя микросхемы, которые никто не возьмется перепаивать. Да по поводу ремонта практически любой техники в сервис-центре скажут, что проще купить новую. Потому что стоимость работы установлена такой, что сопоставима с ценой покупки.

«ЗИС» СТАЛ ПЕРВЫМ СОВЕТСКИМ ХОЛОДИЛЬНИКОМ КОМПРЕССИОННОГО ТИПА — В НИХ ЦИРКУЛЯЦИЯ ХЛАДАГЕНТА ПРОИСХОДИТ ПРИНУДИТЕЛЬНО, ЗА СЧЁТ КОМПРЕССОРА

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загрузка...
Об экономике и недолговечных товарах — есть ли связь и в чём?