Наряду с молодостью, красотой и богатством на данном этапе развития общества большое значение имеет интеллект, который рассматривается в качестве набора достаточно конкретных признаков. Как измерить эти признаки?
Сегодня существуют разработанные педагогами и психологами стандартные тесты. Но что имеется ввиду, когда говорят «уровень IQ»? К сожалению, это всего лишь «оценка» человека по трем стандартным параметрам: плавность речи, математические навыки и пространственная визуализация.
Но можно ли считать музыкального гения, который имеет трудности с правописанием, или блестящего лингвиста, который не может в уме добавить двузначные числа, «отсталым» или считать их уровень IQ низким? Как стандартную идею «общего интеллекта» применять к тем, кто обладает явными талантами в одной области, но имеет проблемы в других областях знаний?
В таком случае система «общего интеллекта» не эффективна и даже кажется ограниченной. Тогда возникает вопрос, как более качественно и непредвзято измерять способности людей?
Доктор Говард Гарднер, психолог и профессор неврологии из Гарвардского университета, в 1983 году разработал теорию множественного интеллекта («The theory of Multiple Intelligences — «MI»). Своей теорией Гарднер бросил вызов старой школе образования и когнитивным наукам, которые утверждали, что люди рождаются с общим познавательными способностями, которые могут быть легко измерены с помощью короткого тестирования.
В отличие от этого, новая теория «MI» предполагала, что существует восемь видов интеллекта, которые отображают различные способы взаимодействия с миром — и каждый человек имеет уникальный набор, состоящий из неповторимого сочетания этих разных видов.
В теории Гарднера множественный интеллект описывается следующим образом:
1. Spatial intelligence или пространственный интеллект
Возможность осмысливать и манипулировать масштабными пространственными массивами (например, пилот самолета или моряк), или более локальными формами пространства (например, архитектор или шахматист).
2. Bodily-kinesthetic intelligence или телесно-кинестетический интеллект
Возможность использования все свое тело или определенных частей тела (например, руки), чтобы решать проблемы (задачи) или создавать что-либо (например, танцовщица).
3. Musical intelligence или музыкальный интеллект
Чувствительность к ритмам, шагам, тональностям, мелодиям и тембрам может повлечь за собой способность к пению или игре на музыкальных инструментах. В редких случаях этот вид интеллекта проявляется как способность сочинять музыку (например, дирижер).
4. Linguistic intelligence или лингвистический интеллект
Чувствительность к смыслу слов, порядку слов, звукам, ритмам, интонациям и значениям слов (например, поэт).
5. Logical-mathematical intelligence или логико-математический интеллект
Способность осмыслить логические отношения между действиями или символами (например, математик или ученый). Известный психолог Жан Пиаже считал, что он изучал спектр разумов, но на самом деле он изучал логико-математический интеллект.
6. Interpersonal intelligence или межличностный интеллект
Способность эффективно взаимодействовать с другими людьми. Чувствительность к другим людям и способность безошибочно определять их настроение, чувства, темпераменты и мотивации (например, на переговорах).
7. Intrapersonal intelligence или внутриличностный интеллект
Способность безошибочно определять свои чувства, цели, тревоги. Сюда также входит способность планировать и действовать в соответствии с чертами своего характера. Внутриличностный интеллект не проявляется в особенности выбора конкретной специальности, скорее, это цель для каждого человека в сложном современном мире построить свой жизненный путь в соответствии со своими решениями.
8. Naturalistic intelligence или натуралистический интеллект
Возможность находить соответствующие различия в мире природы, как, например, между одним и другим растением одного и того же вида, или одним облаком и другим (например, таксономист).
Очень жаль, что теория Гарднера не обрела широкое признание в научных кругах. Его недоброжелатели говорят, что это субъективное и произвольное разделение разных качеств одного явления. Но даже если когнитивные психологи не признают существование перечисленных выше видов интеллекта, все же остается удивительный способ развлечься: попробуйте посмотреть на окружающих с точки зрения теории Гарднера.
Это забавно и полезно: может Вам наконец станет понятно, почему коллега по работе или сосед по парте не может посчитать элементарных цифр, или почему кто-то из знакомых может легко найти подход ко всем, а кому-то это слишком сложно дается…