Наличие детей, например, связано с осмысленной жизнью и требует самопожертвования. Исследования Гарвардского университета показали, что родители менее счастливы, когда общаются со своими детьми, чем когда занимаются спортом, едят или смотрят телевизор.
Все человеческие существа должны заботиться о других и вносить свой вклад в жизнь других людей. Это делает жизнь осмысленной, но это не обязательно сделает нас счастливыми.
Осмысленность не только в том, чтобы превосходить себя, но и в том, чтобы превосходить настоящий момент. Эмоция счастья чувствуется здесь и сейчас, но быстро проходит, так же как и другие эмоции. Положительное влияние и чувство удовольствия мимолетны.
Осмысленность, наоборот, продолжительна. Она соединяет прошлое с настоящим и будущим.
“Мышление за пределами настоящего момента — признак относительно осмысленной, но несчастной жизни”, — пишут исследователи. — Счастье вообще не созерцает прошлое или будущее».
Негативные события делают вас несчастными, но увеличивают вашу осмысленность.
“Если вообще есть смысл в жизни, — писал Франкл, — то должен быть смысл и в страдании”.
Это возвращает нас к жизни Франкла и, в частности, к его опыту пребывания в концентрационных лагерях.
В юности, прежде чем он и его семья были вывезены в лагеря, Франкл зарекомендовал себя как один из ведущих психиатров в Вене и во всем мире. В 16 лет он завязал переписку с Зигмундом Фрейдом и однажды послал Фрейду свою статью. Фрейд был впечатлен талантом Франкла и отправил документ в Международный журнал Психоанализа. “Я надеюсь, вы не возражаете”, — писал Фрейд подростку.
Учась в медицинской школе, Франкл отличился еще больше. Он создал центры профилактики самоубийств для подростков, а также внес свой вклад в развитие области клинической психологии — логотерапии, которая помогает людям преодолеть депрессию и найти свое уникальное значение в жизни.
К 1941 году его теории получили международное внимание, он работал заведующим отделения неврологии в больнице Вены, где рисковал своей жизнью и карьерой, ставя ложные диагнозы психическим больным, чтобы они не были, по приказу нацистов, подвергнуты эвтаназии.
Из-за нацистской угрозы Франкл подал заявку на получение визы в Америку, и ему ее выдали в 1941 году.
К тому времени, нацисты уже начали отправлять евреев в концентрационные лагеря, сосредоточив внимание, в первую очередь на пожилых людях. Франкл понимал, что скоро заберут его родителей. Он также знал, что если пойдет вместе с ними, то сможет помочь им приспособиться к лагерной жизни.
С другой стороны, с визой в руке, у него был соблазн уехать в Америку и бежать в безопасное место. Он не знал, что делать, поэтому он отправился в собор Святого Стефана в Вене, чтобы собраться с мыслями. Слушая органную музыку, он неоднократно спрашивал себя: “Должен ли я оставить своих родителей? … Должен ли я попрощаться с ними и оставить их на произвол судьбы?” Он искал «ответ с неба».
Ответ ожидал его дома. На столе лежал кусок мрамора. Его отец объяснил, что это камень из-под обломков одной из синагог, которую уничтожили нацисты. Мрамор содержал фрагмент одной из Десяти Заповедей – именно заповеди о почитании отца и матери.
Франкл решил остаться в Вене. Он решил отложить в сторону свои личные амбиции, чтобы служить своей семье, а позже и другим заключенным.
Мудрость Франкла, полученная среди невообразимых человеческих страданий, столь же актуальна и сейчас:
“Быть человеком — означает быть направленным на что-то или кого-то кроме себя. Погоня за смыслом — вот, что делает человека настоящим”.
Откладывая свои корыстные интересы ради кого-то или чего-то большего, чем мы сами, больше “отдавая”, а не “принимая”, мы признаем, что в жизни есть нечто большее чем просто погоня за своими потребностями.
А вы согласны с этим? Расскажите нам в комментариях!