Что должны делать родители, чтобы ребёнок вырос умным

Магистр игры “Что? Где? Когда?”, один из умнейших мужчин России и отец троих детей Максим Поташев признается, что не знает ни одного способа вырастить гения. А вот привить ребенку тягу к саморазвитию и самореализации вполне можно. Как? Своими советами воспитания детей Максим Поташев поделился со Светланой Голицыной, пишет Deti.mail.ru.

Что должны делать родители, чтобы ребёнок вырос умным

Совет 1. Не планируйте за детей их будущее.

Моя дочка Анна еще очень мала — ей всего три годика, поэтому я стараюсь пока не очень вмешиваться в процесс ее воспитания. А вот старшие сыновья, Роман и Андрей, уже вполне сформировавшиеся личности. Они близнецы, но абсолютно разные и по характеру, и по увлечениям.

Роман, как мне кажется, обладает хорошей перспективой в инженерном деле. У него золотые руки, он увлеченно возится с компьютерами и ходит в кружок по основам программирования. Андрей же — явный гуманитарий, очень много читает, совсем как я когда-то. Кроме того, он любит серьезные фильмы и уже сейчас неплохо анализирует их. наверное, сможет стать киноведом.

Я редко бываю в Москве, постоянно в разъездах. Но все же я иногда проверяю уроки, обязательно нахожу время на разговоры “по душам” с сыновьями и, бывает, хожу на родительские собрания. Слушаю там разное, и не всегда одни дифирамбы.

Вообще же я стараюсь понять, что интересно моим детям и чего они по-настоящему хотят. Нет ничего более важного, чем неподдельный интерес ребенка. Лишь от этого и надо отталкиваться, и в этом помогать. Поэтому я не распланировал для них четкое будущее. В жизни нужно смотреть по ситуации, а не забегать вперед.

Совет 2. Не занимайтесь “дрессурой” ребенка.

“Жесткой дрессуры” со стороны родителей я никогда не ощущал. Они влияли на меня своим примером. У нас в семье вообще было не принято требовать отчета, заставлять зубрить, делать вместе с ребенком уроки и т.п. По-моему, родители даже не замечали, что я учился в школе.

И сам я на школе особо не акцентировался, и не тратил много времени на занятия. Я черпал свои знания из книг, и только из них. И во взрослой жизни мне школьное образование, если честно, не очень пригодилось. Вот на физтехе — там да, заниматься приходилось очень много.

Мои сыновья уже поучились в США, и им там очень понравилось: главным образом потому, что в американской школе от них ничего толком не требовали. Там действительно очень доверительные отношения между учителями и учащимися, а процесс обучения носит, скорее, игровой характер. Но уровень самого преподавания довольно низкий.

Я общался на эту тему со своими друзьями, которые живут в США, Канаде и Израиле, и понял, что везде ситуация примерно одинаковая. Все нацелено на личностный рост детей, их не подавляют, и особо ни в чем не ограничивают. Но родители — почти без исключения — жалуются на уровень подготовки на начальном этапе.

Сейчас мои сыновья учатся в московской школе. Причем выбирали мы ее по одному лишь критерию — шаговой доступности. А оказалось, что и учебный процесс там на высоте.

Совет 3. Не важно, откуда ребенок черпает знания.

В годы моего детства (1970-80 годы) информация как-то сама “черпалась из воздуха”. Непонятно откуда, и как она усваивалась, но усваивалась же! Например, я смотрел учебный канал по телевизору, и это было весьма полезно. Очень жаль, что сейчас ничего подобного нет.

А еще порой мне кажется, что современным детям как раз навыка “черпать знания из ниоткуда” серьезно не хватает. Хотя доступ к любой информации открыт.

Вы замечали, что когда нынешнему ребенку задаешь вопрос, ответа на который он не знает, то обычно слышишь в ответ: “А мы этого еще не проходили в школе”? Вот это меня изумляет больше всего — неужели не интересно узнать чуть больше того, чем тебе рассказывают в классе?

Пару лет назад я, по просьбе сына, подарил ему электронную книгу — “читалку”. Стал закачивать туда разные библиотеки. И вдруг я поймал себя на том, что мне стало ужасно обидно: вот бы такую радость в детстве! А когда-то за хорошей книгой нужно было очередь отстоять, сдать макулатуру или достать ее у спекулянтов.

Кстати, помимо художественной литературы я не расставался с “Большой советской энциклопедией”. Сейчас подарил ее сыновьям, но пока они не очень склонны открывать эти тома. Им гораздо интереснее находить все то же самое в интернете.

Совет 4. Нужно не запрещать, а увлечь детей.

У современных детей очень много дополнительных источников информации, которые на самом-то деле не несут в себе ничего ценного. Я имею в виду, например, игровое кино, которое надо смотреть, чтобы не стать белой вороной; компьютерные игры, в которые тоже играют все поголовно; разговоры ни о чем в чатах… Каналов информации несоизмеримо больше, чем было в моем детстве, но многие из них просто замусоривают неокрепшее сознание.

Можно пытаться ограничивать такие источники, но тогда ваш ребенок начнет компенсировать запреты, допустим, вредными привычками. И кому от этого станет лучше? Невозможно на всю жизнь поставить на ребенке ограничительный фильтр — так просто не получится.

Кроме того, запретный плод сладок. Мои сыновья, например, точно найдут возможности обойти любые категоричные запреты. А вот увлечь детей чем-то по-настоящему важным в состоянии любой неравнодушный родитель.

Совет 5. Умный ребенок не обязан быть сутулым и чахлым.

В детстве я активно занимался плаванием, баскетболом, да много чем еще. Сейчас я, увы, скорее активный болельщик, но все же частенько выхожу на прогулку с палками: всерьез увлекся скандинавской ходьбой.

Как показывает мой личный опыт, все совместимо. И умный мальчик из хорошей семьи совсем не обязательно должен быть сутулым и чахлым персонажем. Кстати, в первой школе весь мой класс состоял на учете в детской комнате милиции. За исключением меня, но это мне просто повезло. У нас было прекрасное, бодрое, здоровое и хулиганистое детство.

Последние два класса я посещал физико-математическую школу. Там, конечно, была другая среда. Но и мои новые одноклассники играли в футбол, носились по двору и стреляли из рогаток. Так что все школьные годы у меня были совершенно нормальные, отнюдь не “ботанические”.

Совет 6. Ребенка невозможно “научить”, но его можно и нужно научить учиться.

Не уверен насчет просмотра, но участие ребенка в интеллектуальных играх очень полезно. Во-первых, потому что такие игры — командные. Они учат взаимодействию, коммуникации, вырабатывают навыки слышать других и отстаивать свою точку зрения. Все эти составляющие очень важны для развития личности.

Во-вторых, я еще в 90-х годах XX века занимался детскими интеллектуальными соревнованиям, и могу сказать следующее: у детей резко повышается самооценка, они начинают понимать свои сильные и слабые стороны. Неизбежно у них пробуждается и тяга к знаниям.

Сейчас есть много детских команд в самых разных городах, и вы всегда можете найти тот клуб, куда примут вашего ребенка. Очень бы советовал это всем родителям. Только не торопитесь: ребенка в данную сферу нужно приводить лет с 13-ти, не раньше. Ведь для того чтобы эффективно участвовать в командной игре, еще нужно “дозреть”. Моим сыновьям скоро исполнится 12, и они в мои игры пока не играют. А вот примерно через год я обязательно всерьез над этим вопросом задумаюсь.

Интеллект — не статическая величина. Конечно, на уровень развития ребенка отчасти влияет генетика. А вот все остальное — в ваших руках. Например, такие составляющие как ваш личный опыт, ваш личный пример, ваше собственное развитие.

Я много изучал этот вопрос и понял: ребенка невозможно “научить”. Но его можно и нужно научить учиться. Задача родителя — привить ему интерес к интеллектуальной деятельности и помочь двигаться дальше.

Источник: http://bonjourglamour.ru/

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Что должны делать родители, чтобы ребёнок вырос умным