Правда ли, что спартанцы скидывали в пропасть младенцев?

В древности, бросание в пропасть считалось одной из самых позорных и бесчестных смертей. Применялся этот способ казни в Афинах, Коринфе, в Дельфах, в Фессалии и в других местах, в отношении пленных, преступников, предателей и еретиков. Помимо очевидных физических мучений, сие наказание влекло за собой и метафизические последствия: тело оставалось не погребено и душу искупить невозможно. В Фессалии подобное место наказания называлось Коракес, В афинах — «Бездна» или «Яма» (здесь после 406 д.н.э перестали применять) и Кеадас в Спарте.

Кеадас и есть самое известное место, с которым связан широко распространенный миф, что в эту пропасть Спартанцы бросали, кроме осужденных, еще и инвалидов, больных младенцев и детей. Сейчас это место отождествялется с пропастью возле деревеньки Трипи ( в 10 км к северо-западу от Спарты), основываясь на описаниях древнего путешественника Павсания, Плутарха и других, а также современного французского исследователя О.Райе, который посетил ее в 1879.

Согласно историческим источникам, в Кеадас Спартанцы сбросили героя Второй Пелопенесской войны Аристомениса Анданиевса с 50 пленными мессенцами. Также туда последовал и труп царя Павсания, который был приговорен к казни за государственную измену. То есть, согласно древним источникам, упоминаются в основном осужденные и военопленные.

Как же возник этот миф об убиении слабых детей в Киаде?

Началось все с Платона, который в своем «Государстве» предложил подобное убийство слабых младенцев в классических Афинах, но за кровожадные мечты Платона, в результате, ответила Спарта. Подхватил Плутарх ( только он, в жизнеописании Ликурга) и назвал место, куда спартанцы скидывали младенцев.

В частности, древний историк пишет, что родители каждого новорожденного приносили его на суд старейшин, которые осматривали младенцев и выносили вердикт. Если находили здоровым и трудоспособным передавали в город на воспитание, если же находили уродства оставляли в так называемых Апосетас (ямы/колодцы) (крутая скала на Тайгетос (горная гряда)), чтобы погиб сам, и не осквернил государство.

И все же, несмотря на это, современные исследователи утверждают, что подобная судьба была уготована только детям с тяжелыми врожденными уродствами (не легкими дефектами) и детям от нежелательной беременности.

Возможно, расплывчатые упоминания о бросании детей в колодцы Тайгетоса, которые ассоциируют с древним Кеадас, смешались с известной, в древности, практикой детоубийства. Практика детоубийства представляла собой достаточно болезненный способ планирования семьи во все времена, с древности и до современной революции в медицине, когда началось применение современных методов контрацепции во избежание нежелательной беременности.

Дети, с какими либо пороками развития или уродствами всегда и везде представляли отдельную группу и были на виду. Но само по себе детоубийство, в любой форме, отвратительно и неэтично и претит врожденным человеческим чувствам, а также законам природы, плюс нарушает юридические законы, затрагивающие какое-либо оставление живых и беззащитных новорожденных в опасных погодных условиях и вблизи диких зверей.

Таким образом, эта точка зрения побочный продукт ложного толкования Киады и исторической деградации древней Спарты (Греческая церковь поддерживает этот миф с невиданным рвением).

Согласно Геродоту казни осужденных и пленных происходили всегда по ночам, отсюда всевозможные интерпретации, включающие и ритуальные практики, и психологические причины, и стремление скрыть позорный конец Спартанца от общественности.

Кроме того, знаем наверняка, что казни происходили и в тюрьмах, в основном через повешение, по крайней мере до времен Геродота. Кеадас нигде не упоминается и бросание в пропасть как способ казни тоже.

Возможно, Кеадас использовался как место, куда сбрасывали уже мертвые тела после казни. Правда в том, что у нас очень мало свидетельств случаев убийств в Спарте, и еще меньше их касательно наказаний, которые там практиковались.

Как правило, древние упоминания об убийствах детей в Спарте крайне ограничены и характеризуются двусмысленностью и неопределенностью, в то время как в наше время эти мифы получили широкое признание и распространение вплоть до школьных учебников, не имея под собой никакой доказательной базы. И в международной историографии, соответствующие ссылки оспариваются или полностью игнорируются.

Сама же легенда обрела кровь и плоть в 1904г, когда во время проведения археологических исследований, найденные артефакты навели тогдашнюю группу иностранных археологов на предположение, которое остается ложным и по сей день, что древние Спартанцы бросали в пропасть детей инвалидов, на том основании, что они были в тягость обществу и не представляли для него пользы. Научная группа базировала свои догадки на маленьком размере костей, обнаруженных в ходе раскопок и приписанных маленьким детям.

В 1956 г, спустя полвека, был проведен углеродный анализ данных находок. Результат: кости принадлежали не детям, а взрослым мужчинам и женщинам. Всего 15% принадлежало несовершеннолетним. И не у всех были переломы.

В 1980х гг, и в 2003 г, многие археологи, спелеологи и альпинисты спускались в Кеаду и давали разные данные относительно артефактов, которые там находятся. Существует, безусловно, и некоторая путаница относительно точности покоренной глубины и достигли ли они вообще дна колодца. Кроме того, мы не знаем, изменилась ли структура Киады за все это время в результате многочисленных землетрясений. По словам Плутарха, (Кимона 16.4) землятресение 464 д.н.э было невообразимо сильным.

Вполне вероятно, что огромные валуны попадали и внутрь Кеады. На упавших валунах в Кеаде были найдены человеческие кости, которые очевидно сбросили сверху. Тем не менее, установлено что эти кости принадлежат взрослым от 18 до 35 лет. Был найден только один скелет ребенка, достаточно взрослого, не младенца, который вероятнее всего случайно упал в Кеаду.

Вместе с костями были обнаружены наконечники стрел и копий, и застрявший на острие стрелы фрагмент черепа. Многие пришли к выводу, что большинство тел, которые были сброшены вниз, были уже мертвы. Также были обнаружены фонари и железные кандалы.

В каждом случае не было подтверждено наличие костей новорожденных или младенцев. Также,
до сего дня, не удалось подтвердить, несмотря на многочисленные исследования, наличие костей маленьких детей, биологический возраст которых был бы 1-4 года или 5-10 лет. Только два найденных черепа показали признаки биологического возраста 50 лет, несколько костей принадлежали подросткам 14-17 лет, части лобной кости и верхней челюсти в единичном экземпляре принадлежали подростку 12 лет.

Все это конечно не может свидетельствовать о факте убиения младенцев в Кеаде. Вместо этого фактом, и в современной историографии, остается участие подростков в жестоких конфликтах и войнах.

Выводы о чистках в военном обществе Спартанцев, преувеличенной роли физического идеала в семейных и личных делах, об общежитном характере спартанского общества идут в основном от Плутарха. Он и является архитектором мифа о Спарте. И конечно же, его упоминание преднамеренного убийства спартанских младенцец по евгеническим причинам вызывает серьезные сомнения.

В сказку о красивых Спартанцах и жестоких убийствах детей инвалидов также не вписываются такие известные представители того общества как поэт Тиртэос (родился слепым), король Спарты Агесилай (врожденная хромота) и многие другие «нетрудоспособные» известные личности, упоминающиеся в официальной исторической науке.

Характерно также то, что однажды один хромой спартанец, который отправился на войну и подвергся там насмешкам, иронично ответил «на войне нужны люди, которые будут оставаться на месте, а не те, которые полагаются на свои ноги и бегут».

Источник: http://dromeas.livejournal.com

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загрузка...
Правда ли, что спартанцы скидывали в пропасть младенцев?