Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами — 1435 мм. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда Вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая «лошадиная задница» его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.
Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в XIX веке в Англии создавали первую железную дорогу — паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) — именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в XIX веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. С середины XIX века стандартом на железных дорогах России (позже — СССР), Финляндии и Монголии была ширина колеи 1524 мм. Во второй половине XX века железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм.
Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.
Другая версия — в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.
Есть еще третья — анекдотическая версия.
Когда проектировали первую железную дорогу в России Санкт-Петербург — Москва министры пришли к государя императору и спросили:
— Государь, железную дорогу будем строить как в Европе или шире?
Император ответил:
— Нахрен шире!
И дорогу построили на царский хрен шире.