Откуда появились названия «до», «ре», «ми» и другие ноты

Откуда появились названия «до», «ре», «ми» и другие

Случилось это давно.В Италии, в области под названием Тоскана, на берегу реки Арно стоит город Ареццо. Он знаменит своими церквями «Сан-Доменико» и «Сан-Франческо». А Университет этого старинного города известен ещё с IV века до нашей эры!

Родом отсюда был человек, имя которого дорого всем, кто занимается музыкой. Оно напоминает нам о Царевиче из «Сказки о царе Салтане» Пушкина. Помните?

«И среди своей столицы,
С разрешения царицы
В тот же день стал княжить он
И нарёкся: князь Гвидон».

Человека, который облегчил запись музыки и тем самым продвинул её развитие далеко вперёд, звали Гвидо. Согласно обычаю того времени, вслед за именем называли место, где человек родился. Поэтому мы и сейчас говорим: Гвидо Арецинский или Гвидо д’ Ареццо (иногда пишется: Гвидо Аретинский). Жил он в XI веке и был монахом. Вместе с другими монахами, ушедшими от привычной мирской жизни, и полностью посвятившими себя Богу, он находился в монастыре. И вставал, и ложился он с молитвой за весь род человеческий. Каждый день он участвовал в богослужениях, всегда сопровождавшихся пением.

Чтобы выполнять все правила и требования, сложившиеся при ведении церковных служб, нужно было долго учиться. Гвидо Арецинский настолько хорошо освоил эту науку, что смог учить и других.

Одной из трудностей того времени была запись мелодий.

Во время богослужений звучало много музыки. Запомнить её во всех подробностях было почти невозможно, а как точно записывать – тогда ещё не придумали.

Существовавшие тогда в Европе знаки для записи назывались невмами (невмы – знаки нотного письма, применявшиеся в Европе в средние века, преимущественно в католическом пении). Они проставлялись над словами и лишь приблизительно могли показать направление мелодии. Разучить же её с их помощью было невозможно.

Невмы выглядели так:

Откуда появились названия "до", "ре", "ми" и другие ноты

Попробуйте, напишите хотя бы некоторые из них. Трудно? Вот так же нелегко приходилось и тем, кто писал их много лет назад.

Для того, чтобы певцам легче было разучивать новые мелодии и запоминать их, Гвидо д’ Ареццо использовал известный гимн святому Иоанну. Его считали покровителем певцов. К нему обращались за помощью с такими словами:

Откуда появились названия "до", "ре", "ми" и другие ноты

Посмотрите на первые слоги каждой из строчек. Получается: ut, re, mi, fa, sol, la. Название ноты «си» придумал в XVI веке Ансель из Фландрии. Для этого слога он взял начальные буквы из слов последней строки гимна: Sancte Johannes.

Но в пении оставалось ещё одно неудобство: в слоге «ut» согласная на конце. В XVII веке итальянец Дони заменил «ut» на «до», оставив на память часть своей фамилии.

С тех пор во всём мире, обучаясь нотной грамоте, поют: до, ре, ми, фа, соль, ля, си… Без них не могут обойтись и оперные певцы, и исполнители, играющие на музыкальных инструментах.

Из книги «Музыка в сказке» автор Ирина Шакирова.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Откуда появились названия «до», «ре», «ми» и другие ноты