Новые факты о Гибели Ю. Гагарина

Причины катастрофы, названные правительственной комиссией 40 лет назад, сегодня не выдерживают критики…

В гибели первого космонавта Земли Юрия Гагарина и летчика Владимира Серегина в марте 1968 года виноваты руководители, которые разрешили выполнить тренировочный полет на истребителе МиГ-15УТИ в сложных погодных условиях, считает летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Аксенов…

Новые факты о Гибели Ю. Гагарина

«Здесь коллективная вина организаторов, тех руководителей, которые утверждали полеты в тот день и не проконтролировали, что очень сложная метеорологическая обстановка. И вылетать в обычный тренировочный полет в этой ситуации не было никакой необходимости», — сообщил он на пресс-конференции в Москве.

Аксенов отметил, что 27 марта 1968 года в районе осуществления тренировочного полета «нижний край облаков был на высоте 600 метров, а верхний край почти сплошной облачности — на высоте четырех километров».

По его словам, Гагарин и Серегин должны были выполнить фигуры высшего пилотажа, сообщает «Интерфакс». «Они могли залететь в этот большой и сплошной слой облачности, который можно проходить только при устойчивой работе приборов, определяющих положение самолета. Без приборов в облачность залетать нельзя. Там летчик беспомощен», — сказал космонавт.

Аксенов подчеркнул, что при прохождении облачности может возникнуть ситуация, которая «дает летчику иллюзионное представление о положении самолета». «И самолет затягивается в спираль или штопор. После прохождения облачности летчик может по видимому горизонту вывести его из этого положения. Но у них высота была всего 600 метров. Им просто не хватило высоты», — отметил он.

Новые факты о Гибели Ю. Гагарина

Космонавт высказал мнение, что вины Юрия Гагарина в этом «совершенно нет». «Он был обучаемым. У него контролирующим и оценивающим был командир полка Серегин», — сказал космонавт. Кроме того, были сопутствующие факторы, которые могли привести к катастрофе.

«Они полетели на самолете, который относился к первому поколению наших самолетов-истребителей. Все эти самолеты сразу после трагедии были заменены на более современные реактивные самолеты Л-29», — пояснил Аксенов.

«Им не нужно было летать в этот день. Но не они принимали решение. Здесь можно говорить о какой-то частичной вине Серегина. Он мог, как командир, отказаться от полета, но есть полетная программа, и они решили ее выполнять», — отметил космонавт.

Аксенов считает, что в деле о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина не должно быть грифа секретности. «Все, что возможно, уже исследовано. Но обозначать недостатки в организации полетов или вину летчиков, в первую очередь — Серегина, это не принято в авиационной среде.

Это самое последнее, что можно написать, когда вина летчиков полная и доказанная», — пояснил космонавт. Он считает, что задачи иметь официальную государственную версию гибели Гагарина и Серегина нет.

Новые факты о Гибели Ю. Гагарина

Причины катастрофы, названные правительственной комиссией 40 лет назад, сегодня не выдерживают критики.

40 лет назад, 27 марта 1968 года, первопроходец космоса Юрий Гагарин и его инструктор по летной подготовке Владимир Серегин разбились, когда учебно-тренировочный истребитель (УТИ) МиГ-15, в кабине которого они находились, врезался в землю.

За минуту до гибели Гагарин был абсолютно спокоен. Он сообщил руководителю полетов о выполнении задания и попросил разрешения развернуться в направлении аэродрома. В последующую минуту на связь пилоты не выходили, на запросы руководителя полетов не отвечали.

Новые факты о Гибели Ю. Гагарина

У них было достаточно времени, чтобы катапультироваться, но они этого не сделали. Позже специалисты установили: самолет не имел повреждений, все узлы и агрегаты работали нормально. И вот на таком вполне исправном истребителе два Героя Советского Союза, два хорошо подготовленных пилота разбились. Что же произошло в эту роковую минуту?

Новые факты о Гибели Ю. Гагарина

В правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы вошли секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, заместитель Председателя Совета Министров СССР Леонид Смирнов, главком ВВС Константин Вершинин, генеральный авиаконструктор Артем Микоян, министр авиационной промышленности Петр Дементьев, маршалы, генералы, словом, руководители высокого ранга.

К изучению обстоятельств катастрофы были привлечены многие НИИ и КБ, десятки лучших специалистов в различных областях, представители министерств и ведомств, включая Комитет государственной безопасности. В течение пяти месяцев проводилась беспрецедентная по масштабам и тщательности работа. И все же комиссия не смогла дать внятного ответа.

В 29-томном официальном отчете (кстати, не опубликованном и по сей день) высказывались две возможные версии: «Наиболее вероятной причиной гибели был резкий разворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом. Менее вероятной причиной был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате самолет вышел на критические углы полета, сложная метеообстановка затруднила управление самолетом, и экипаж погиб».

Новые факты о Гибели Ю. Гагарина

Специалисты по-разному представляли тогда ситуацию. Одни полагали, что самолет свалился в штопор, другие говорили о крутом пикировании. Но почти все считали, что экипаж боролся за спасение до конца. Мол, летчики уже начали переводить истребитель в горизонтальный полет, однако не хватило всего лишь нескольких сотен метров высоты…

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Новые факты о Гибели Ю. Гагарина