«Наша женщина должна быть скромной и элегантной!»

Все знают, что Хуго Босс шил форму для эсэсовцев. Эта новость давно уже перестала быть сенсацией. А вот известно ли вам, что излюбленной обувью Евы Браун были туфли от Феррагамо? А то, что платья от Кельвина Кляйна из парашютного шелка, которые сегодня стоят баснословных денег, на самом деле придумали немецкие и французские женщины в годы войны?

Историк, писатель Андрей Васильченко приоткрывает занавесу нацистской фэшн-индустрии и рассказывает о пресловутом гламуре 30-х — 40-х годов прошлого столетия.

Статья основана на материале передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провел Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке.

«Наша женщина должна быть скромной и элегантной!»

В России (и не только) до сих пор господствует стереотипное представление о женском образе, который культивировался в годы национал-социалистической диктатуры. Многие рисуют себе «гитлеровских девиц», эдаких «Гретхен» с косичками, без румян и помады, которые не курят и не носят каблуков. На самом деле подобное клише не имеет ничего общего с немецкой действительностью тех лет.

В 30-е годы в Германии велись активные дискуссии относительно того, какая женская одежда является наиболее соответствующей национал-социализму, однако единого решения, которое позволило бы ответить на данный вопрос, выработано не было. Многие партийные догматики (Альфред Розенберг, Гертруда Шольц-Клинк) превозносили идеал немецкой женщины, которая не употребляет алкоголя, не курит, не пользуется косметикой, а прилежно служит отечеству, помогает мужчине в ведении хозяйства, растит детей. Прагматики, в том числе Йозеф Геббельс — главный «либерал» в области женской моды, придерживались других воззрений. Министр пропаганды даже говорил: «Мода должна быть более пестрой и веселой, чем будет способствовать улучшению общих настроений».

Геббельс: «Мода должна способствовать улучшению настроений»

С приходом национал-социалистов к власти мода (преимущественно гражданская) стала испытывать на себе военное влияние. Возьмем, к примеру, названия цветов. Коричневый цвет в Третьем рейхе стали называть «штурмовик» (от цвета рубашек штурмовиков СА), традиционный английский серый цвет получил название «стальной шлем» и так далее.

Военная тема коснулась не только моды нацистской Германии, но и других стран. Например, во Франции в период 1939 — лета 1940 годов культовой вещью стал противогаз. В моду вошли фески, треуголки, кивера, на женской одежде стали появляться эполеты.

В 1943 году Геббельс публично заявил о курсе на тотальную войну. Что такое тотальная война? Это все для фронта, все для победы. То есть людей призвали быть более сдержанными в моде, в стиле, ввели некоторые запреты. И с этим связаны интересные моменты.

Например, в свете того, что происходила экономия средств, в том числе материи, стали очень популярны короткие юбки. Девушка в мини-юбке в Германии считалась символом патриотизма: она экономит за счет отреза. Запрещалось носить длинные прически, поскольку считалось, что за короткой стрижкой ухаживать проще.

«Наша женщина должна быть скромной и элегантной!»

Инга Лей считалась одной из самых красивых женщин Третьего рейха

Если вернуться во Францию, то там наблюдались диаметрально противоположные тенденции: показы мод были провокационными и вызывающими, модельеры делали откровенно роскошные наряды. Почему? Этими действиями французы пытались выразить некий акт сопротивления, показать, как они говорили, что мода во Франции жива, что Париж жив.

Дело в том, что Германия, также как и Италия, всячески боролась с культурной гегемонией Парижа в вопросах моды. Правда, методы были разные: Муссолини за счет автаркии, то есть режима полной независимости страны, пытался создать собственную моду и отказаться от французов, немцы же использовали не экономические, а политические методы. Они хотели закрыть всю парижскую моду, модельеров вывести либо в Вену, либо во Франкфурт, либо в Берлин, или вообще заставить работать на себя, подчинив себе таким образом все крупные бренды.

В 1943 году высокая мода в Германии была запрещена, а спустя год слово «мода» вообще вышло из употребления. Его заменили более сложным словосочетанием «оформление одежды», что, безусловно, было связано с ведением военных действий.

В 1943 году в Германии девушка в мини-юбке — символ патриотизма

Что касается гражданской моды, то с 1939 года в ней широко стали использоваться эрзацы. Например, люди носили ботинки на деревянной подошве, разновидность сабо. Нечто подобное можно было наблюдать и во Франции. Кожи не хватало катастрофически. Сначала были введены специальные квитанции, по которым можно было купить некоторые вещи, потом имперские платяные карточки с балльной системой. 100 баллов было рассчитано на год. Много это или мало? Допустим, шерстяной костюм оценивался в 60 баллов, поэтому выгоднее было покупать отрезы тканей и шить одежду из них.

Отдельная тенденция — переделка старых вещей в новые. В это сложно поверить, но министерство Геббельса очень внимательно следило за этим. Были созданы специальные досуговые организации, в женских журналах давались ценные рекомендации, создавались обменные пункты, в которых, например, взамен старых детских вещей можно было получить вещи для человека взрослого.

«Наша женщина должна быть скромной и элегантной!»

Министр пропаганды Йозеф Геббельс военной форме предпочитал неприлично дорогие костюмы

Как только речь заходит о нацистской моде, сразу же возникает имя Хуго Босса, любимца яппи всего мира, который (и это уже не новость) шил форму для эсэсовцев. Стоит отметить, что это не единственный пример того, как некоторые известные марки были связаны со временами диктатуры. Например, туфли от Феррагамо были излюбленной обувью Евы Браун. В итоге Гитлер должен был заказать для нее в Италии пару дюжин туфель. Правда, в силу того, что не хватало настоящих материалов, каблуки на туфлях были пробковые.

Опять же, если говорить о Еве Браун, то спутница фюрера принципиально пользовалась только американской косметикой (к вящему неудовольствию Гитлера и Геббельса). Тем, что в Германии сохранились перманентные стрижки, немецкие девушки обязаны все той же Еве Браун. В какой-то момент Гитлер решил запретить перманентные стрижки, Геббельс был крайне недоволен, но был уже готов пойти на этот шаг, и только вмешательство Евы Браун спасло ситуацию. Правда, вопрос тогда решили по-другому: перестали парикмахерским предоставлять необходимые химикаты, и перманент исчез сам собой. Но все же был и такой момент.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Наша женщина должна быть скромной и элегантной!»