«Меморандум» Галуста Гюльбенкяна о распродаже полотен Эрмитажа, 1930

В 1929 – 1934 гг. советское правительство активно продавало за рубеж ценные экспонаты Эрмитажа. Сделки должны были пополнить бюджет, в котором не хватало иностранной валюты для оплаты растущих долгов, вызванных строительством заводов и покупкой импортной техники, необходимой для сталинской форсированной индустриализации.

Одним из первых покупателей шедевров мирового искусства стал нефтяной магнат Галуст Гюльбинян. Коллекционер купил ряд картин, но был поражен той бездумной расточительностью, с которой в Кремле стремились продать уникальные экспонаты. В своем письме председателю правления Государственного банка СССР Георгию Пятакову он попытался убедить большевиков остановить распродажу культурного наследия: «Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях».

Советское правительство не стало слушать коммерсанта и лишило Эрмитаж около 2880 картин, 59 из которых специалисты считают шедеврами мирового значения (среди них картины Рафаэля, Тициана, Рембрандта и других великих художников). Купленные тогда иностранцами полотна сегодня находятся за границей.

«Меморандум» Галуста Гюльбенкяна о распродаже полотен Эрмитажа, 1930

«Меморандум» Галуста Гюльбенкяна Георгию Пятакову, 17 июля 1930 года

(…) После всего сказанного Вы вправе спросить, почему же я пишу Вам об этом, когда и сам стремлюсь приобрести эти произведения.

Вы, вероятно, помните, что я всегда рекомендовал Вам и продолжаю советовать Вашим представителям не продавать Ваши музейные ценности, ну, а если Вы все же собираетесь продавать их, то отдать мне предпочтение при равенстве цены, и просил держать меня в курсе того, что Вы намереваетесь продать.

В публике уже много говорят об этих продажах, которые, по моему мнению, наносят огромный ущерб Вашему престижу (особенно продажи г-ну Меллону, который очень на виду). Возможно, что в некоторых случаях в Америке Вам и удастся добиться более высоких цен, нежели предлагаемые мною. Однако невыгодность сделок, совершенных таким образом, настолько значительна с точки зрения престижа, пропаганды и огласки, что мне приходится лишь удивляться, что Вы все же идете на них.

Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьёзнейшего диагноза.

Если, несмотря на все сказанное, Вы все же решитесь на продажу ценностей из Ваших музеев (а я настаиваю на том, что этого делать Вам не следует), то вместо того, чтобы их продавать посредникам, пустите все в открытую продажу на рынке, ибо наивная игра в прятки, практикуемая сейчас, принесет только убытки. Те, кому поручены эти операции, не отдают себе в том отчета, игнорируют огромный косвенный вред, причиняемый ими же. Я рассмеялся, когда один из них заявил мне, что во время Французской революции также распродавались собрания Версаля. Что за наивное простодушие, что за незнание эпохи и обстоятельств!

Источник

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Меморандум» Галуста Гюльбенкяна о распродаже полотен Эрмитажа, 1930