Фриду Кало не пожалел только тот, кто о ней ничего не слышал. Действительно, история этой мексиканки трагична донельзя: болезни, аварии, роковая любовь — всего было с избытком. Большую часть жизни Фрида публично делилась своими эмоциями — через картины, на которых с шокирующей откровенностью и маниакальной детализацией рассказывала, что с ней происходит.
Сюжет
Большая часть картин Кало — автопортреты. Не всегда это классический вариант, порой художница писала себя спрятанной в чаще, иногда одновременно в нескольких ипостасях. Как, например, на полотне «Две Фриды». Одна женщина одета в традиционное индейское платье, вторая — в праздничное европейское. Каждая из них — олицетворение стороны души Фриды. Используя двойной портрет, художница говорит о своей приверженности традициям и связи с другими культурами.
Несмотря на внешнюю разницу, сердце каждой Фриды обнажено, выставлено на показ. Женщина справа держит медальон с портретом мужа в детстве, ее alter ego — хирургический зажим, который спасает тело от обескровливания.
Картина написана в 1939 году — вскоре после развода Кало с ее самой большой страстью Диего Риверой. Поводом для расторжения брака стала измена мужа. Конечно, произошло подобное не впервые, но на этот раз блуд был с сестрой Фриды. Через год пара сошлась вновь, но под условием полной сексуальной независимости каждого. Ривера был в бешенстве.
Контекст
Сюрреалисты причисляли ее к сюрреалистам, коммунисты — к коммунистам, богема — к богеме, Ривера воспитывал в ней фолк-артиста. И только сама Фрида знала, что является автором автобиографического портрета.
Мексиканский фольклор — это театрализация страдания. Всем известен День мертвых, которым мексиканцы хотят напугать смерть, а потому они максимально ярко и самоотверженно показывают, как радуются жизни: устраивают карнавал, украшают кладбища, разряжаются, поют и танцуют. Смерть, уходи.
Фрида Кало любила пить текилу из бутылки и курила днями напролет
Примерно такой же День мертвых — все творчество Фриды Кало. Страдания, показанные с физиологической сочностью, облечены в яркие цвета, обставлены избыточными декорациями. Кружева, ленты, цветы, тропики и много крови. А на картинах, написанных после выкидышей, операций, разводов, крови столько, что она застит глаза.
Судьба художника
Полиомиелит в детстве (кстати, о том, каково ребенку пережить такое, хорошо написал Алан Маршалл в романе «Я умею прыгать через лужи»), катастрофическая авария в 20 лет и, как следствие, операция на операции.
От нечего делать Фрида, которая раньше не проявляла интереса к живописи, начала рисовать. Прикованная к постели, она изучала себя. Фрида сама для себя была и моделью, и объектом исследования. Не имея художественного образования, Кало начала с копирования художников Ренессанса. А знаменитый аутентичный стиль, близкий к лубку, появился позднее под влиянием Диего Риверы.
Фриде Кало приписывают роман с Троцким
Оба были вдохновлены идеями революции и национализма. Сначала в стиле Фриды стало все больше мексиканских, а затем и коммунистических символов (например, свой гипсовый корсет она разрисовала серпами с молотами — почти «а-ля рус» в формате России 20 века).
На Фриде живого места не было, но был бунт в сердце. Из своей жизни она сделала карнавал. Меняла дату рождения с 1907 на 1910 (год Мексиканской революции), чтобы добавить в свою биографию революционности, дымила, не прекращая, пила текилу из бутылки, вела себя по-боевому и соблазняла мужчин и женщин.
По неофициальной версии, Кало умерла от передозировки
Диего Ривера, за которого она вышла замуж, и чувство к этому мужчине-урагану стали той колонной, которая помогала Фриде держаться. Конечно, эта история любви была далеко не ванильной. Но вряд ли с характером Кало можно рассчитывать на семейную идиллию.
По официальной версии, Фрида умерла от воспаления лёгких, оставив в дневнике запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». По неофициальной версии, она умерла от передозировки наркотиками, которые принимала как болеутоляющие.