Симонова чуть не утонула… в песке
Как известно, Принцессой в фильме стала Евгения Симонова. На съемках ей больше всех «везло» на приключения.
Финал картины снимали в люберецком песчаном карьере с огромной лужей на дне. Шла работа над последней сценой — уход, прощание со сказкой: с одной стороны лужи — Симонова и Абдулов, с другой — режиссер и съемочная группа. Марк Захаров просит артистов подойти ближе к луже, Симонова встает на мокрый песок и вдруг начинает визжать.
Все засмеялись, решив, что Абдулов ее пощекотал, но тут же замерли: Евгения на глазах киногруппы стала уходить в зыбучий песок — по пояс, по грудь, по шею… Абдулов тянул ее на себя, но песок все «заглатывал» Принцессу.
К счастью, на съемках дежурила пожарная машина, и все пожарные бросились на помощь. Они и спасли Симонову, вытащив из карьерного «капкана».
А эпизод с выстрелом (когда Принцесса сбегает из дома Волшебника и палит в потолок) Симонова вообще чуть не завалила.
Евнения Симонова вспоминает:
«Я органически ненавижу пальбу. А чтобы самой выстрелить, и представить не могла! Начали снимать, вскидываю пистолет… и не могу нажать на курок! Съемка встает. Чуть не плача, объясняю: это не каприз, такая у меня особенность от природы.
Что тут началось! Все объясняли: «Патрон холостой, ни в кого не попадет!» — а поняв, что не помогает, стали стрелять из этого пистолета: «Смотри! Ничего страшного!»
Смотрю и думаю: или сорву съемку, после чего скажут «экая принцесса!», или себя пересилю. Взяла пистолет: «Давайте повторим!» — «Мотор!» — и в нужную секунду я нажала на курок, не отпрянула, не выронила пистолета. Правда, зажмурилась — в кадре это видно».
Медведь: Герасимов? Абдулов? Меньшов?
Медведя киногруппа искала долго и въедливо. Пробы прошли актеры Евгений Меньшов из Театра им. Гоголя, Александр Воеводин из Театра сатиры, Валерий Шальных из театра «Современник», Владимир Крашенинников из Театра им. Станиславского, Александр Серский из МХАТа, Владимир Вихров (Театр им. Вахтангова), Юрий Шлыков из «Таганки» и многие другие красавцы.
Приглянулся худсовету некий Александр Курепов из Театра на Малой Бронной, но он уехал во Францию работать в «Комеди Франсез».
«В театральном училище я довольно удачно играл в «Обыкновенном чуде» Медведя, — рассказал нам один из претендентов, Евгений Герасимов, — Поэтому я согласился попробоваться у Марка Захарова, но на роль не рассчитывал. Знал, что режиссер хочет снимать своего артиста, но на всякий случай смотрит и других… Так и вышло. Жаль, что наши творческие пути с Марком Анатольевичем не пересекаются…
Как признавался Марк Анатольевич Захаров, он действительно старался сделать так, чтобы в фильме снимались хотя бы несколько ленкомовских актеров.
Евгений Леонов и Олег Янковский не вызвали у мосфильмовского руководства сомнений, но кандидатура молодого Абдулова на главную роль дирекцию «Мосфильма» не радовала.
На предложение пройти кинопробы Александр Абдулов ответил: «С удовольствием, потому что все равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Косталевский». Эта фраза, как признается Захаров, добавила ему спортивного азарта, и он отстоял Абдулова.
«Мне очень хотелось, чтобы в фильме снимался Александр Збруев, но что-то помешало ему, возможно, вполне закономерные сомнения», — добавляет Захаров.
Абдулов признается: «Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова — дикое количество удивительных актеров, — это очень дорогого стоило!
И то, что я не потонул в этом потоке, — их заслуга. Они меня, наверное, пожалели просто. А могли бы «растащить одеяло» в разные стороны, и я бы оказался на дне. Но эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло… Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров».
В начале работы режиссер строго предупредил: в фильме актерам придется делать много трюков, а Абдулов про себя подумал: «Эка невидаль — мужчина должен уметь все». И — не разочаровал Захарова. В фильме он все делает сам: скачет на лошади, фехтует. Первые уроки верховой езды получил на ипподроме. Лошадь Абдулову попалась своенравная и не раз сбрасывала седока, так что актер получил не один ушиб, прежде чем приручил кобылу.
В фильме есть такой эпизод: Абдулов на коне влетает под арку, цепляется за выступ каменной кладки и подтягивается на руках. Но в первом дубле, когда он отпустил поводья и уже собирался подтянуться, забыл освободить ноги из стремян, и в этот момент лошадь, почуяв свободу, понесла и промчалась на глазах всей киногруппы несколько десятков метров с болтавшимся в стременах всадником.
После этой неудачи режиссер предложил заменить актера дублером, но Абдулов все же сам выполнил трюк без сучка без задоринки. Писали, что после «Обыкновенного чуда» он чувствовал себя заправским конником и в других картинах тоже скакал сам.
ЗАМЕЧАНИЯ ЦЕНЗУРЫ
Вырезали фразу Министра-администратора, обращенную к Королю: «Стареет наш королек». Поскольку Л. И. Брежнев как раз некстати постарел.
Выжил и эпизод, когда Король Евгений Леонов выходил сочетать законным браком свою дочь с Министром-администратором и делал в окошке жест, характерный для вождей, стоящих на Мавзолее. Как говорил Марк Захаров, потом какие-то забавные черточки Короля он наблюдал у некоторых наших руководителей.
ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ
Олег Янковский в самом начале съемок попал в реанимацию. А на следующий день под окном больницы появился Захаров с апельсинами (большой дефицит в те годы). В реанимацию не пускали, режиссер общался с актером через стекло. Янковский сказал, что, наверное, очень подводит киногруппу, мол, ищите замену, а режиссер ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». И Янковский от этих слов поддержки воспрял духом и быстро пошел на поправку.
Рассказывают, что Евгений Леонов (Король) часто приходил на съемочную площадку, плохо выучив текст. Он учил его на ходу и, если забывал слово, мычал себе под нос.
В роли хозяина гостиницы снялся Юрий Соломин. Когда его назначили министром культуры, фильм «Обыкновенное чудо» стали чаще крутить на телеэкранах, а уж его дуэт с Екатериной Васильевой, где министр культуры проникновенно пел: «Ах, сударыня, когда мы с вами вместе, все цветочки расцветают на лугу…» вообще стал чуть ли не визитной карточкой всех